Две косточки отдыхают
Итак, путешественники разделили свои задачи. Пока Маклай приставал с вопросами к самому терпеливому из читающих туземцев, пытаясь вызнать у него побольше древней мудрости, Миклуша успела очень быстро обложить всех остальных данью и заодно разобраться в истории, обычаях и общественно-политическом устройстве острова. Оказалось, что все его жители делятся на рабов — маку-лаку и на свободных — маку-лаку-наку. Маку-лаку все время трудились: днем ловили неводом рыбу, а ночью приманивали неженатых электрических скатов на огонек головешки: скаты думали, что это открылся новый танцевальный клуб и доверчиво вылезали на берег, где и попадали в охотничьи корзины. Пока маку-лаку трудились; маку-лаку-наку целыми днями читали книги, лежа на песочке; а когда наступала ночь, опять-таки читали книги при свете яркой южной луны.
Каким же образом, спросите вы, Миклуша с Маклаем так долго не обнаруживали присутствия такого большого количества туземцев и считали свой остров необитаемым? А таким образом, что они рассказывали друг другу своею жизнь и ничего больше не замечали. Но отчего же и туземцы так долго не обнаруживали Миклушу и Маклая на своем, прямо, скажем, крохотном островке? Оттого, что маку-лаку днем и ночью были заняты непосильным трудом, а лаку-маку-лаку — невероятно увлекательным чтением.
Что же такое читали лаку-маку-лаку? Как велел закон и обычай острова Пуи-Нуи, они, в основном, читали роман Дюма «Три мушкетера». С рождения и до двадцати лет им полагалось читать и перечитывать только одну эту книгу. Двадцати лет от роду они приступали к роману «Двадцать лет спустя», который, как известно, представляет собой продолжение «Трех мушкетеров» и читали-перечитывали его еще десять лет. Спустя десять лет они открывали «Десять лет спустя, или виконт де Бражелон» и уж этого им хватало на всю оставшуюся жизнь. «Виконт де Бражелон» — роман толстый, в трех томах; так что, дочитывая третий том, в аккурат забываешь, что там было в первом, и его можно перечитывать без конца с неостывающим интересом.
Все это Миклуша рассказала Маклаю, гуляя с ним вечером вдоль моря. При этом она кормила его вяленой рыбой, доставая ее из карманов своих широких кочегарских штанов и поила молоком кокосовых орехов.
— А ты, Маклай, — спросила она, — установил ли дружеские отношения с местными жителями, изучил ли их язык и вызнал ли, хотя бы частично, их древнюю мудрость?
— Само собой! — отвечал Маклай, осторожно перешагивая через какого-то туземца, с головой ушедшего в книгу. — Хоть местные жители и не очень-то разговорчивы, но ведь и от меня так просто не отделаешься: потихоньку да помаленьку я их так разговорил, уговорил и заговорил, что не дал ни минуты передышки, покамест не изучил языка маку-лаку и не вызнал большую часть их древней мудрости.
— Что это значит: маку-лаку? — спросила Миклуша.
— Маку-лаку, — важно отвечал Маклай, — значит «рыбья косточка». Посмотри: все рабы носят в носу рыбью косточку. Это отличительный знак их племени и их рабства.
— А свободные?
— А свободные носят в носу две косточки, по-местному: «маку-лаку-наку». Макулакская поговорка гласит: «Одна косточка в носу работает, две косточки в носу отдыхают». То есть, чем больше рыбных косточек в носу, тем человек знатнее.
— А по-моему, это свинство — заставлять бедных маку-лаку столько работать, пока эти ленивые маку-лаку-наку валяются на песочке с книгой. Почему они не сделают революцию?
— Потому что в их языке нет даже такого слова «революция».
— У них такой бедный язык?
— Наоборот, — объяснил Маклай. — Язык у них очень богатый. Скажем, у нас есть только одно слово «лежать», а у них целых двадцать. Например, «бана-о» значит «лежать на спине, прикрыв глаза банановым листом и вспоминая мудрость предков», а «боку-и» — «лежать на левом боку, подложив руку под голову и мечтательно глядя на играющих дельфинов».
— Давно пора проучить этих мечтателей-угнетателей, — сказала Миклуша. — Ничего, я этим займусь. И немедленно.
Всю ночь Миклуша вела революционную пропаганду, убеждая маку-лаку, что больше терпеть нельзя, и разрабатывая план восстания. Революция произошла на заре и закончилась полной победой угнетенного народа. Угнетатели, то есть, маку-лаку-наку, лишенные всех своих книг и привилегий, отныне должны были ловить неводом рыбу и подманивать электрических скатов, в то время как бывшие рабы маку-лаку, развалившись на песочке, читали про трех мушкетеров, лишь изредка меняя позу «бана-о» на позу «боку-и».
— Что же это такое! — возмущалась Миклуша, бродя среди этого нового заповедника лентяев. — Отвечайте мне: где справедливость?
Старый маку-лаку с длинной желтой косточкой в носу перекатился с живота на спину и важно, нараспев ответил:
— Такова мудрость предков, о чужеземцы. Ибо сказано: «Две косточки в носу работают, одна косточка в носу отдыхает». В этом — закон и справедливость.