Григорий Кружков

Огден Нэш Frederic Ogden Nash
1902–1971

Портрет художника
в преждевременной старости

Общеизвестно среди бакалавров искусств и простого народа,
Что все грехи разделяются на два рода.
Грех первого рода называется грехом совершения, и суть его ясна всем от шута
до Отелло:
Это — то, что вы делаете, когда вы делаете недостойное делло.
Грех второй называется грехом упущения, и он одинаково мерзок в глазах всего
здравомыслящего населения Северного полушария и Южного:
Это — то, что вы делаете, когда вы не делаете чего-нибудь нужного.
Я бы так рассудил относительно этих двух видов греха, если бы их сопоставить
решили:
Не беспокойтесь о грехах совершения, даже грешных весьма, ибо было в них, вероятно,
что-то приятное, раз уж вы их совершили.
Но грехи упущения с памятью их многоразовой —
Вот что жалит, свербит и становится не заживаемой язвой.
Самые жгучие вам причиняют страдания
Ненаписанные письма, неоплаченные чеки, пропущенные по каким-то нелепым
причинам свидания.
Также с чисто эстетической точки зрения, эффект этих двух видов греха неодинаков:
Например: сколько б вы не волынили дело, к вам не явится среди ночи огненная рука
и не начертит на стене таинственных знаков.
И вы никогда не испытаете сладкой дрожи преступающего запрет,
Обходя стороной побирушку на улице или просто забывая уплатить за свет.
И ни разу ни в пивной, ни в баре вы не хлопнете по спине соседа и не закричите:
«Эй, братцы,
Давайте-ка еще по одному не напишем письму, прежде чем по домам разбегаться!»
Нет, ни малейшей радости вы не извлекли из того,
Что из того, что надо, не сделали ничего.
И нет вам в собственных ваших глазах никаких оправданий,
Ибо от несовершенных вами достойных деяний вышло больше вреда,
чем от совершенных вами недостойных деяний.
Итак, мораль в том, что, по-видимому, лучше совсем не грешить,
но если для вас эта жертва чрезмерно большая,
То уж лучше грехи совершать, что-нибудь совершая, чем не совершая.