«Златая цепь на дубе том»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
и днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Здесь существует проблема с златой цепью. Но как понимать — «по цепи кругом»? Некоторые, в том числе художники-иллюстраторы, представляли, что кот ходит на цепи, привязанной к дубу. В собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова (Т. I. С. 595) помещена иллюстрация Крамского: под дубом сидит поэт, рядом с ним кот, привязанный цепью, которая накручена на ствол дуба. Кот в ошейнике, на привязи, изображен и на многих других рисунках — в том числе, например, на марке дореволюционного издательства «Лукоморье». Правильно?
Нет, такое представление в корне неверно. На самом деле пушкинские стихи означают, что вокруг дуба спиралью обвита цепь, и по ней ходит непривязанный кот. Это однозначно доказывается фольклорными прозаическими вариантами, имеющимися, например, в собрании Афанасьева:
Было дело на море, на океане, на острове Кидане, стоит дерево золотые маковки; по этому древу ходит кот-баюн, вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает.
Итак, кот-сказитель ходит по символической цепи вокруг ствола дуба (мирового древа). Того самого, по которому рыскал («растекался мыслию») вещий Боян, «аще кому хотяше песнь творити». Кстати, кота тоже в присказках называют почти так же: кот Баюн. Совпадение? Но пойдем дальше. Кот ходит по спирали. Не для того ли, чтобы голова закружилась и пришло вдохновение? Ведь и дервиши кружились, чтобы достичь состояния транса, и шаманы… Так Йейтс закручивался по спирали своей узкой винтовой лестницы в башне Баллили: «Вступи в потемки лестницы крутой, / Сосредоточься на кружном подъеме, / Отринь все мысли суетные, кроме…»
Интересно, что кот ученый перемежает жанры: «идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит». Многие ученые считают, что древнейшая форма эпоса — смесь прозы и песни, из которой развились, в одну сторону, чисто поэтические жанры, как поэма и баллада, в другую — чисто прозаические: сказка и сага.
И еще одно. Движение по спирали вокруг дуба направо или налево — это и движение вверх или вниз. Сопоставив стихи Пушкина с данными фольклора, мы сделаем неожиданное открытие. У Афанасьева сказано: «вверх идет — песню поет», а у Пушкина: «идет направо — песнь заводит».
Это может означать только одно: что «направо» совпадает с «вверх», то есть цепь намотана на дуб с правой резьбой; следовательно, и «кот ученый» — тоже кот с правой резьбой.